Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Тренировочные задания по Функциональной грамотности

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 года № А 3 — 581 / 03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Р.Ф.

Письмо Министерства Просвещения Р.Ф. от 26 января 2021 № ТВ -94/ 04 «Об электронном банкуе тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 14 сентября 201 года № 03- 1510 «Об организации работы по поавышению функциональной грамотности»

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/12/Письмо-Министерства-Просвещения-РФ-от-26012021-О-банке-заданий-по-ФГ.pdf

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/12/03-1510-от-14.09.2021-1.pdf

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/12/03-1510-от-14.09.2021-1.pdf

Региональные НПА

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/12/1843-1.pdf\

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/12/1843-1.pdf

Муниципальные НПА

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/11/Приказ-об-утверждении-дорожной-карты.pdf

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/11/Дорожная-карта-Функциональная-грамотность-Приложение.pdf

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/11/Приказ-УО-по-функциональной-грамотности.pdf

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/11/Приказ-УО-О-проведении-диагн-работ-по-ФГ.pdf

https://uobarum.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/11/ИСХ-УО-523-от-28-окт-2021-ФГ.jpg